МИР ТА ДОБРО !

Святий Франциск з Ассізі
Думки: його та про нього



Переклади

- Франциск і Різдво Христове

- Франциск і Біблія

- Франциск і Клара про піст

- Статті про Франциск

- Хрест в житті і духовності Франциска


Одна стаття про Франциска і Святе Письмо



Свящ. Дарий Харасимович
Священное Писание в жизни св. Франциска Ассизского

Введение

Думаю, что биография святого Франциска более или менее всем известна. Это святой, который золотыми буквами записан в истории христианства и мира, известный не только католикам, православным, протестантам, но и религиям Востока; человек, который является покровителем экологии, мира во всем мире; человек, который очень радикально пошел за Христом, очень буквально жил по Евангелию. Может быть, многие из вас видели икону Чимабуэ, представляющую св. Франциска. На этой иконе св. Франциск держит в руках какую-то книгу, прижимая ее к своему сердцу. Конечно, можно догадаться, что это именно Слово Божье, Евангелие. И уже это есть первый ответ на вопрос о месте Слова Божьего в жизни Франциска Ассизского. Как мы знаем, икона символическим образом показывает нам самое главное в жизни святого человека. Итак, у нас есть первый указатель на почетное место Библии в жизни Франциска и францисканцев.


1. Христос — Воплощенное Слово — источник любви к Слову Божьему.

Тот, кто знает жизнь св. Франциска, его историю, согласится со мной, что св. Франциск получил от Бога большой дар — возлюбить и понять тайну Воплощения. Бог, пребывающий в Своем Величии, Всемогуществе, Духе, невидимый для глаз, неслышный для ушей, стал человеком, стал близок каждому из нас, мало того, стал Младенцем. Именно взирая на эту тайну, Франциск пришел к Богу, пришел к Отцу. Для него человечество Христа, которое стало окном к Богу, мостом в Божий мир, которое протянуло руку к человеку грешному, слабому, ожидающему спасения, — это человечество Христа было дорогой к Богу.
И конечно, одним из проявлений Христа-человека было Его Слово, слово Христа-человека. И, поскольку Франциск возлюбил Христа-человека, он возлюбил и слово Христа как человека, Слово Божье. Для Франциска любить Христа — значит любить Его Слово, уважать, почитать Его Слово, ведь это Он Сам. Вот что об этом пишет сам Франциск: «Я, брат Франциск, нижайший слуга ваш, молю и заклинаю вас во имя любви, которая есть Бог, припадая к стопам вашим, чтобы эти слова и другие слова Господа нашего Иисуса Христа вы приняли и осуществили, и соблюли со смирением и любовью» (Послание всем христианам, гл. 12, ст. 87). И в другом месте читаем (таких мест очень много, это только примеры): «Блажен тот монах, у которого нет другой отрады и радости, кроме пресвятых слов и дел Господних» (Наставление, гл. 20, ст. 1).
Когда мы читаем Устав францисканцев или молитвы св. Франциска, трудно не заметить, с каким уважением и нежностью он говорит о Слове Божьем: «пресвятое Слово», «возлюбленное Слово» и т.д.

2. Слово Божье — указатель Божьей воли.

Даже вспоминая начало обращения св. Франциска к Богу, мы видим Слово Божье. Если вы помните, Бог, Сам Христос сказал Франциску с креста в Сан-Дамиано: «Иди, Франциск, почини Мою Церковь, которая разрушается!» Это не слова из Библии, но это слова Христа, слова Христа-человека. Эти слова так подействовали на Франциска, что он потихоньку, в течение нескольких лет обращается, приходит к Богу.
Когда мы читаем Житие Франциска, написанное братом Фомой из Челано, мы видим, как часто, когда Франциск не знает, что делать, он берет текст Евангелия и ищет Божьей воли в этих словах Евангелия. В «Завещании св. Франциска» читаем: «И позже, когда Господь дал мне братьев, никто не указал мне, что я должен делать, но Всевышний Сам открыл мне, что я должен жить по образу святого Евангелия» (ст. 14).
Мало того, даже Устав францисканцев начинается следующими словами: «Вот правило и жизнь меньших братьев: соблюдать святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа…» (Правило, утвержденное буллой, гл. 1, ст. 1). Это не означает ничего иного, как исполнения Благой Вести, которую принес Христос, а значит — соблюдения слов Христа.
Основатель Ордена францисканцев, который не имел серьезного богословского образования, часто не знал, что делать. Пришло много людей, очень много людей, молодых, разных, даже священников, чтобы жить в ордене, жить таким образом — в бедности, в целомудрии и в послушании, в подражании Христу. Что с ними делать, как их вести, как организовать жизнь этих людей? Как им проповедовать ту истину, что Бог есть любовь, как он часто повторял? Как проповедовать мир и добро людям? Ответов он искал в Слове Божьем. Это для него был указатель Божьей воли, он черпал ее прямо из Библии. Есть такая книга — «Цветочки св. Франциска», там даже есть такое немного шуточное описание. Когда он шел с одним братом на проповедь, и, дойдя до перекрестка, они не знали, куда дальше идти, то Франциск сказал: «Давай покрутимся, и где остановимся, в тот город и пойдем». А прежде молился о Божьей воле. Для него было самое главное — жить по Божьей воле, делать то, что Бог хочет. И первым источником Божьей воли было для него Священное Писание.


3. Слово Божье — орудие спасения.

Св. Франциск в своих письмах более конкретно говорит, почему Слово Божье столь важно: «И мы все твердо веруем, что никто не может спастись, разве как через святые слова и Кровь Господа нашего Иисуса Христа…» (Послание всем христианам, гл. 6, ст. 34).
Видно, что для св. Франциска святые Таинства, совершаемые в церкви, и Слово Божье — самое важное. В них, в этих словах — спасение и то, что для человека наиболее важно — наша цель. На основе Слова Божьего мы этой цели можем достигнуть, и потому для него слова Господа очень важны. «Святые Тайны, освящаемые словами Господа на алтаре, в руках иерея, под образом Хлеба и Вина…есть воистину пресвятое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа» (Наставления, гл. 1, ст. 9-10). Слова Господа освящают эти Тайны Церкви, и потому Таинства и слова Господа неразделимы, одно без другого не может существовать. «Молю вас более, чем если бы это касалось меня самого: когда представится вам уместным и полезным, с кротостью умоляйте клириков, чтобы они выше всего в мире чтили пресвятое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, святые имена и слова, писанные Им, освящающие Тело» (Первое послание стражам, ст. 2).
Итак, еще раз повторю, для Франциска Слово Божье и таинства равным образом важны в христианской жизни. Еще один пример: «Истинно, — говорит Франциск, — многие вещи освящаются Словом Божьим, и силою Христовых слов совершается Таинство алтаря» (Послание всему Ордену, гл. 4, ст. 37).


4. Почитание Слова Божьего святым Франциском.

В свете сказанного нам становится понятно, почему Франциск так усердно наставлял своих братьев: «Я обращаюсь ко всем братьям моим и Христом прошу их, чтобы всякий раз, встретив божественные слова, они воздавали им честь, как могут, если увидят, что они худо хранятся или разбросаны неподобающим образом в каком-либо месте, пусть соберут их и перенесут в достойное место, почитая в словах этих Самого Господа, Который их изрек» (Послание всему Ордену, гл. 4, ст. 35-36). Подобные увещевания встречаются у Франциска не раз: «Всякий раз, как встретим пресвятое Тело Господа нашего Иисуса Христа, помещенное и хранимое неподобающим образом, возьмем Его оттуда, поместим и будем хранить в достойнейшем месте. Равным образом, где бы ни встретили мы имен и писаных слов Господних в недостойном месте, соберем их и поместим в место достойное» (Послание всем клирикам о почитании Тела Господня, ст. 11-12). Такое отношение к словам Господним было причиной особого, чрезвычайно уважительного отношения к тем, кто это Слово разбирал, толковал и проповедовал, т.е. к священникам, проповедникам Слова Божьего. Если Слово так важно, значит важен и тот, кто это Слово проповедует, потому что он передает эти слова, он как бы орудие этих слов. «И мы должны чтить и почитать всех богословов и всех, кто преподает нам святые божественные слова, ибо они подают нам дух и жизнь» (Завещание святого Франциска, ст. 13). Мы видим, что даже внешним образом св. Франциск почитал Слово Божье, Библию. И не только Слово Божье, но и все записи, содержавшие богословие, любые послания, отрывки, доклады, лекции о Господе нашем Иисусе Христе. Даже это он очень почитал, потому что все это говорит о Христе и значит тоже представляет собою орудие нашего спасения, путь к Богу. Вы знаете, что и у православных, и у католиков очень почитается Тело Христово. Например, страшная вещь, когда во время причащения по невнимательности священника Тело Господа упадет на землю. Все неспокойны, что же теперь будет. Так же для Франциска и Слово Божье. Если бы он заметил его где-то лежащим на земле или в недостойном месте, его реакция была бы той же самой во имя почтения к Слову Божьему, потому что это Слово — дух и жизнь, оно нам передает спасение. Есть очень много мест, где он просит и напоминает своим братьям, чтобы они почитали слова Христа.


5. Слово Божье нуждается в его исполнении.

Мы знаем, что Франциск — человек не теории, а практики, именно практики соблюдения Слова Божьего. Я уже вспоминал начало нашего Устава, где говорится, что жизнь братьев меньших — соблюдать Евангелие, выполнять в своей жизни то, что передает нам Евангелие, жить по нему, а не только читать. Так он пишет в «Наставлениях»: «Апостол говорит: «Буква убивает, а дух животворит». Тех убила буква, кто алчет узнавать одни слова, чтобы прослыть мудрейшими среди других и чтобы приобрести большие богатства и наделить ими кровных и друзей. Подобно тому, убиты буквою и те монахи, которые не желают следовать духу божественного Писания, но горят жаждой узнавать одни слова и толковать их другим» (гл. 7, ст. 1-3).
Франциск видел опасность гордыни и жажды уважения людского в случае только изучения Священного Писания без его исполнения в жизни: «Ведь дух плотский более всего стремится к словам, а не к делу, и не веры и душевной святости он ищет, а ищет и алчет благочестия и святости наружной в глазах людей, и таковы те, о ком сказал Господь: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Правило, утвержденное буллой, гл. 17, ст. 11-13).
Думаю, сама жизнь св. Франциска многое нам говорит об этом. Он жил Словом Божьим, исполнял это Слово буквально и бескомпромиссно и учил нас всех и до сих пор учит, что Слово Божье требует исполнения, требует того, чтобы жить по нему на практике, — тогда только оно приносит плоды. А те, которые хотят только изучать это Слово, находятся в опасности, что оно останется в них бесплодно, неэффективно.


Заключение.

«Книга жизни» — так коротко можно сказать о ценности Священного Писания для Франциска Ассизского. Оно его привело ко Христу, воспитывало (ведь он сам написал, что «слова Господа — это дух и жизнь»), утешало и указывало, что ему делать. Ведь тот, о ком говорят «Alter Christus», не смог бы жить без Слова Христа. Для нас важно, что это Слово исполнилось: «Вот вышел сеятель сеять. И когда он сеял…иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:3, 8). Спустя восемь веков, смотря на св. Франциска, мы постоянно учимся не только слушать Слово Божье, но и «приносить плоды», исполняя его в своей жизни, как это делал Франциск.


Стаття взята зі сайту: http://www.bible-center.ru/article/francisc (там також можна стягнути цю статтю у форматі *.pdf).




Зміст

- На початок

- Новини сайту

- Переклади

- Молитви святого

- Легенди про Франциска

- Життя Бідачини

- Офіційний сайт францисканців в Україні

- Контактна інфа бр.Патрика
Цінуйте труд автора! Якщо цитуєте чи копіюєте - посилайтесь на брата Патрика :)